Как питались наши предки, жители русских деревень и сёл? «Лебяжьими потрохами»?
Меня всегда удивляло содержание некоторых книг под названием «Русская кухня», или «Традиционная русская кухня», где среди прочего говорилось о якобы преимущественно мясной диете наших предков, давались рецепты жирных и вредных для здоровья блюд с большим содержанием жира, переваренных и пережаренных на сто рядов продуктов.
Никоим образом к исконно русской кухне это не относится. Возможно, те кто составлял такие сборники опирались на то как питались люди в городах, и в последние два столетия.
Крестьянское питание отличалось набором полезных продуктов, наименьшим образом подверженных термической обработке, жарке и пр.
К примеру, якобы к княжескому столу приносили блюда с лебедью, лебяжьи потроха…
Сами мы можем себе ответить: «Мог ли русский человек, так почтенно относящейся к Матушке-природе, убить такую красивую и изящную птицу?
Вспомним сказку про «Царевну – Лебедь»? Ответ ясен как день…
У охотников на Севере Иркутской области, где родился мой муж, всегда было и сейчас существует негласное табу на убийство лебедей, которые там водятся в большом количестве...
Хочу привести отрывок из небольшой книги В.Г.Воробьёва «В старину едали деды…», изданной в 1990 году в Новгороде:
«Чем питались жители русских деревень и сёл?
В поселениях средней полосы России – крае преимущественно земледельческом – далеко не в каждой усадьбе держали скот (обратная тенденция наметилась лишь во второй половине XIX века). С одной стороны, для бедного крестьянина иметь ту же корову и бычка было слишком накладно, с другой – недостаток мяса можно было восполнить охотой – ведь к деревням и сёлам вплотную подступали леса. Но и охота не была здесь основным занятием крестьянства, мастеров-ремесленников и кустарей. Отсюда и преимущественно вегетарианская кухня, в которую помимо полевых культур, традиционно входили дары леса.
Разнообразие народной кухни среднерусских селений впрямую зависело от бытовой обрядности, поры года, календарных церковных праздников и деревенских престолов (в каждой деревне был свой престол)…
Старые люди утверждают: любили в деревне острые блюда с большим количеством чеснока. А в жаркие покосные дни мужики горшками пили ржаной, смешанный с чёрносмородиновой настойкой квас, заедая его картофелем, сваренным в крапиве (!).
Основательно питались крестьяне лишь два раза в день: часов в пять-шесть утра завтракали, а обедали вечером.
На завтрак хозяйка выставляла на стол трёх-четырёх литровый горшок каши (семья-то большая), наливала в глиняные кринки квас. Глава семьи лично наделял каждого ломтём ароматного деревенского хлеба.
В промежутке между завтраком и обедом крестьяне пили квас, съедали лепёшку или картофелину «со шкуркой», головку чеснока. Основной вечерней пищей служили зимой щи из квашеной капусты, каши – пшеничная, овсяная, сдобренная льняным маслом. Пользовался популярностью вегетарианский картофельный суп – с обилием лука…
Хлеб выпекали обычно два раза в месяц – ржаной, высокий, округлой формы. Складывали его «на горках» (от украинского слова «горище» — чердак), тщательно перекладывая соломой, так что за «десять ден свежой стоял».
Крестьяне никогда не пекли блины из белой муки. Пшеничная и ржаная мука мешались примерно в равных пропорциях, разводились водой, а в праздники – молоком с яйцами… Может показаться странным, но помидоров, солёных или маринованных, большинство крестьян в своём быту не знало…»
А что тогда было? Это, конечно, капуста, огурцы и грибы.
«Ошибаются те, кто считает, что русская народная кухня традиционно сдабривалась алкогольным зельем. В культуре русской деревни пьянство всегда олицетворяло зло. Именно потому в престольные праздники вообще не принято было употреблять спиртное. И это правило соблюдалось повсюду строго. От пьяного на деревенской улице шарахались как от нечистой силы. Ограждая потомство от пагубного влияния алкоголя – «бесовых сил», на Руси издревле запрещалось употреблять жениху и невесте в день свадьбы даже медовуху – слабо выдержанный квас на меду…
Оглянитесь, наша северная сторона богата всем. Нас отнюдь природа не обделила. Наоборот. В трудных условиях живут наши растения. Здесь короткое лето. Потому природа предусмотрела, чтобы всё живое успело процвесть и налить плоды. И плоды эти содержат значительно больше энергии, чем южане (!!!)…»
С наилучшими пожеланиями,
Татьяна Карелина.