http://beta-press.ru/article/367
Чему учит и куда заведет зрителя российское телевидение?
Нет культурной основы на уровне политических элит, нет ее и на телеэкране.
Мир российского кинематографа помешался на супружеских изменах. Не потому ли, что опыт собственной жизни кажется как-то ближе и актуальнее в данной тематической палитре? Сериал за сериалом брошенные жены с убийственной самоотверженностью бьются с невзгодами одинокой жизни, ненавидя размалеванных, и что интересно, почему-то абсолютно бездарно сыгранных актрисами, разлучниц. Но это еще куда ни шло.
Теперь новое: наши милиционеры (опять же в фильмах) как ни в чем ни бывало, перейдя от запойства к более экстремальным видам развлечений, стали запросто так увлекаться девицами легкого поведения. Непонятно одно: это жизнь, или все-таки какие-то подспудно таящиеся, грязные грезы самих сценаристов? Простому, мало-мальски мыслящему телезрителю, увы, на ночь глядя, после просмотра таких киноподелок, а скорее, киноподделок, приходят в голову вот такие любопытные вопросы. И все-таки… Российские менты - алкаши и развратники, или это фантазии замутненных мозгов сценаристов. И еще напрашивается вопрос. О художественности и профессионализме в своем ремесле эти «специалисты» кино когда-нибудь слыхивали?
А кто вообще занимается в России нашим телевидением, его смысловыми нагрузками, подбором программ, тем для ток-шоу того же Андрея Малахова и иже с ним?
Без конца разбирается, причем, с упоением и в подробностях сексуальная жизнь наших сограждан. Жадно муссируется тема отбития чужих мужей, это горячая тема всея СМИ. Что ни программа, то проблема с сексом у всех поголовно! Почему-то стало острой необходимостью постоянно напоминать нашим замужним женщинам о том, что они стары и страшны, как потасканный чемодан, а все ее органы (внешние и внутренние) давно пришли в негодность, и куда смотрят их мужья, когда вокруг так много «цыпочек».
Для того чтобы это было более убедительно, придумали такие вот передачки, типа «Давай поженимся!» или «Девчата», в которых так, ненароком, походя и как бы невзначай, однако на общенациональном уровне, навязывается мысль о том, что старые жены – это уже не люди, их пора выбросить на помойку, ведь вокруг так много красивых девушек! Вот не захочешь, а уже задумаешься над тем, не заложена ли здесь какая-то очень четкая и конкретная идея? Какая? Разложение брачных уз россиян, у русских (мусульман это не касается, у них с традициями и сохранением домашнего очага все в порядке).
С утра до вечера с экрана телевизора сеется недоверие, сомнение в себе, в муже, неуверенность в завтрашнем дне, мол, годы идут, а ты стареешь, и от этого никуда не деться и вообще пора на свалку. А потенциальным финалом таких фильмов и передач, как правило, становится уже зарождающийся развод и поиск несчастным мужем другой, более молодой соперницы. И как же это все грубо сшито, черными нитками по белому писано.
А сколько телепередач пропитаны недвусмысленным бахвальством наших поп-звезд своим любовным благополучием, выстроенном на грязных разборках, скандалах и разделе имущества с бывшей женой. Как же это все прелестно и как это достойно для подражания молодым людям, только что вступающим в самостоятельную жизнь!
Ну что ж, нашим мужьям стоит брать пример со звезд шоу-бизнеса, олигархов и других состоятельных мужчин и бесцеремонно менять себе спутниц жизни. «О чем же говорят мужчины»? В одноименном художественном фильме, бережно и старательно представленном нашему российскому зрителю все теми же кинематографистами в качестве грубой идеологической и нравственной диверсии, говорится именно о том, как плохо жить с надоевшими женами.
Так что же это за общество у нас в стране создалось? Вопрос – чьими руками формируется телесознание молодых россиян, привыкших видеть в любом фильме двуличие, подлость, предательство – наиболее гадкие черты человеческой сущности как обыденное явление? Во имя чего это подается? Если же это – реальность, то с чьей помощью мы дошли до такого абсурда, когда полусумасшедший художник, брызжа слюной, отстаивает свои христианские «шедевры», на которые психически вменяемому человеку стыдно смотреть.
Сейчас активно обсуждается тема православия, и немалая часть наших граждан довольно агрессивно относятся к нему как к стилю мышления и в том числе к стилю нравственного воспитания. Один деятель даже договорился до того, что объявил православие религией угнетенных. Тогда как назвать атеизм? Религией разложенчества и морального уродства? Вседозволенности, отрицания всяких моральных норм и устоев – живу как хочу – я – свободный человек. А кто объяснит молодому человеку, что есть свобода и под каким соусом она у нас подается? Свобода любви, свобода нравов, свобода от всего, что делает человека человеком. Ребенок с ужасом говорит о том, что в пятом классе девочки и мальчики курят в туалете. Атеист, этот современный теоретик топора, костерящий религию, понимает ли он весь ужас нравственной обездоленности российских детей?
В советские времена, когда большинство молодых людей понятия не имело о Боге, о Христе и православии, они руководствовались хотя бы Моральным кодексом строителя коммунизма. Догматика, по крайней мере, внушающая советскому комсомольцу, «что такое хорошо и что такое плохо». Как говорится, все были «в курсе» общепринятых нравственно-этических норм. И это подтверждалось высокохудожественными фильмами, книгами, классической литературой и другими художественными шедеврами.
Что же теперь? Моральный кодекс строителя коммунизма ушел туда же, куда в свое время большевики отправили православие, дав взамен свою нравственную идеологию. Что дает нынешнее руководство молодому поколению взамен кодекса строителя коммунизма? Моральный кодекс разложившегося обывателя или помешанного на деньгах аморального типа, достигающего финансового благополучия всеми доступными средствами? Избалованного жиголо, проникновенный образ которого заполонил наши сериалы, или того хуже, убийцы, в жизненную драму которого приглашают слезно вникнуть нашего зрителя сценаристы?
Мне скажут: но это же наша жизнь… Ну тогда можно смело констатировать: друзья, мы докатились до последней точки вырождения, если оцениваем такие сюжеты как нормальное явление нашей жизни. Конечно, и в советское время были семейные драмы, разводы, подлость, предательство… Но подавалось все это в негативных, неприемлемых для человека, отрицательных образах, это осуждалось, отдавалось на поругание зрителю.
Что сейчас? Весь этот человеческий негатив с его моральной и физической импотенцией подается в такой гипертрофированной, концентрированной форме, что уже «попав в волчью стаю, невольно начинаешь выть по-волчьи».
Какую телепередачу с участием психолога ни возьми, красной нитью через весь сюжет проходит идея удовлетворения своих страстей. Секс – мера всех вещей, как будто у человека кроме известного органа больше нет частей тела, к примеру, головы с естественным ее наполнением.
Нет культурной идеологии на уровне политических элит, соответственно, нет ее и на телеэкране. Все проще простого. Нет вложения средств в российскую культуру – нет и качественного результата. Или есть вложения, но в иной результат! Современным букварем, эдаким новым заветом для будущих молодых россиян служит Ее величество посредственность вместе со своим детищем – дешевым телесериалом – мерилом всех вещей в уродливой и достаточно извращенной форме. «Учитесь жизни, друзья, потребляйте и знайте, что основой сегодняшней жизни является супружеская измена, брошенные дети и половозрелые извращенцы. И пусть вашими идолами станут участники «Дома-2» и «Каникул в Мексике». Вот ваш удел», - такова мораль и смысл современного телевидения и, возможно, Госдепа.
Ирина Савченко