Нашей стране предстоит стать мировым центром наступающей когнитивной эпохи.
Кому-то покажется удивительным, но после разрушительного Смутного времени 90-х годов в начале нового столетия у России появляется шанс возглавить процесс построения новой макрорегиональной системы – к этому располагает и срединное географическое положение России, ее возможности в качестве транзитной страны, ее огромный ресурсный потенциал, ее опыт державы, традиционно сочетавшей в себе несколько религиозных, культурных, этнических традиций (определяющих и бесценных в деле формирования «евразийского содружества» цивилизаций, континентального культурного, хозяйственного сплава, союза в сфере коллективной безопасности).
Центром мировой экономической активности в ближайшее столетие будет не тихоокеанский регион, а Евразия. «Морская» геополитическая конструкция меняется на «материковое» устройство мира. Скорость данного процесса может быть увеличена путем выбора Россией активной позиции в этом вопросе. Либо мы выступаем в качестве ключевого субъекта образования новой континентальной системы, либо нам отведут место объекта в евроазиатском мегапространстве другие активные игроки. Третьего не дано.
По этой причине именно сейчас Россия должна рывком выйти на иную траекторию развития, став новым мировым центром технологического и инновационного синтеза, основным игроком наступающей когнитивной эпохи, в которой наука выступает ведущей, стратегической производительной силой. Мы первыми столкнулись с угрозой перемалывания мира в жерновах глобализационного однообразия и грозными явлениями краха Индустриальной эпохи. Нам, чтобы не сгинуть в буре на переломе эпох, необходимо сознательно и целеустремленно создавать и государство, и общество будущего. Быть смелыми и дерзкими. Первыми строить и развивать то, чего еще нет во всем остальном мире.
Нефть и газ для России – не самоцель, а средство. Преимущественное внимание государства к энергетике не может быть вектором национального развития. Оно может быть только тем благоприятным фоном, тем трамплином, с которого стартуют инновационная экономика и новый индустриализм, сотворение передового социального и гуманитарного уклада. Нам предстоит устранить паралич системы госзаказа в области фундаментальной науки, преодолеть хроническое недофинансирование исследований, повернуть вспять деградацию механизмов внедрения научных разработок, произошедшую в связи с распадом индустриальных циклов. Все это будет возможно только при условии восстановления смычки передовой науки с индустриальным укладом. Научные достижения, ожидающие внедрения в практику, станут естественной основой модернизации индустрии. Наше преимущество состоит в том, что это принципиально возможно без закрытия целых отраслей: новые технологии могут внедряться на месте уже разоренных и годами бездействующих производственных циклов советского времени. Более трудной проблемой является создание «с нуля» полного цикла современного профессионального образования, новых научных школ и профессиональных династий.
Класс профессионалов должен быть создан во многом заново. Государство имеет возможность применить целый ряд рычагов в сфере распределения, которые создали бы преимущества для этого класса перед ныне господствующим суррогатом среднего класса, стихийно образовавшегося из среднего менеджмента иностранных компаний и их представительств. Нам предстоит распрощаться с компрадорским и мародерствующим сословием, не связывающим свое будущее с растущей и процветающей экономикой России. Сегодняшние условия фактически благоприятствуют иностранным производителям и международному финансово-торговому капиталу, способствуют их конкурентной победе над отечественным предпринимателем и посредником. Мы связываем возрождение и развитие суверенной экономики с перспективой объединения снизу патриотической волны с национально ориентированным бизнесом, с введением рациональной и гибкой налоговой системы и умеренного протекционизма, целенаправленно создающего преимущества для российских производителей и их партнеров из союзных стран.
Превратиться в социальное государство – удвоить рождаемость и объем соцзащиты.